Твоё здоровье
СТРАТЕГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
«СОВСЕМ НЕ ПЛОХО ИМЕТЬ ТРИ ЖЕНЫ»?
ДОПИСАТЬ КОНТЕНТ .... !!!!!!
Решение проблем здоровья народонаселения затрагивает и вопросы взаимодействия общества, природы и техники, которые изучают специалисты в области социальной экологии.
А центральной проблемой этой молодой науки является современный экологический кризис, проявляющийся, как известно, не только в растущем загрязнении природной среды, но и в разрушении традиционной культуры народов, населяющих нашу планету, в нарушении нормального ритма воспроизводства населения, в ослаблении семейных устоев, наконец, в распространении алкоголизма, наркомании, мистицизма и других форм ухода от реальности все большего числа людей.
Рассказывает эколог и культуролог,
кандидат географических наук Игорь Викторович РУСАНОВ.
Действительно, какую роль в поддержании гармонии и устойчивости во взаимодействии общества и природы играет структура семьи и ее традиции?
Недавние исследования американских дэмографов (специалистов по народонаселению) в мусульманских странах Африки произвели сенсацию. Основным выводом ученых стало утверждение о вреде «одноженства» — европейской модели семьи, навязанной африканцам в ходе колонизации и не имеющей никакой целесообразности в условиях — природных и культурных, — жизни в африканских странах.
Дело в том, что одноженство повинно во многих серьезных проблемах, возникших ныне в странах мусульманской Африки. Это и высокая женская и детская смертность, и неконтролируемый высокий уровень рождаемости при общем снижении доли здорового потомства, и ухудшение показателей его физического и умственного развития, а также высокий уровень самоубийств среди женщин. Сюда же следует отнести полное бесправие и необразованность, отсутствие условий нормального досуга женщин и т. д.
Более отдаленные последствия заимствования европейской модели семьи выражаются в снижении общего культурного уровня населения, в утрате части трудовых навыков в земледелии и в природопользовании в целом. А вместе с ростом экологической нагрузки на территорию, увеличением площадей неудовлетворительно (и даже безобразно) обрабатываемых сельхозугодий это ведет к опустыниванию, засолению земель.
Источники воды иссякают, чахнут оазисы, ветер уносит плодородный слой, а возделываемая земля все больше травится дешевыми ядохимикатами, запрещенными в развитых странах.
Как тут не вспомнить о нашей Средней Азии, «прославленной» теперь массовыми самосожжениями женщин: мусульманство в зоне полупустынь и пустынь представляется не просто вопросом религия, но образа жизни людей, рационально и детально увязанным с природными условиями, имеющим тысячелетний опыт.
История свидетельствует о том, что большинство народов (если не все из них) прошли через кочевую стадию развития, на которой имелась полигамия, многоженство. Так, у скифов, древннх греков, славян, германцев, гуннов и других воинственных народов это было связано с тем, что мужчин-чужаков убивали в бою, а женщинам и маленьким детям не давали пропасть.
Жизнь была суровой, существовала угроза вымирания, и чем больше жен и детей имел храбрый воин, тем больше уверенности было в продолжении его славного рода.
Но и по мере старения и утраты воинственности кочевые народы во многих случаях отнюдь не избавлялись от многоженства: даже переход к земледелию, совпавший для них с принятием мусульманства (арабы, тюрки), не разрушил, а укрепил устои полигамной семьи. Слишком большие и важные преимущества она создавала, и в первую очередь, для самой женщины.
Самой большой сенсацией в рассматриваемых исследованиях ученых оказалось равенство между числом детей на семью с тремя-четырьмя женами в начале века и на семью с одной женой в нынешние времена. Стал понятен и механизм демографического взрыва — опасного роста народонаселения в мусульманских странах Африки:
Женщина вместо 2-3 здоровых и желанных детей, между рождением которых она отдыхает от домашней работы и от обязанностей ублажать мужа от 2 до 5 лет, теперь должна практически без восстановления сил рожать 10-12 все более хилых и недоразвитых потомков.
Причем все это время ей приходится работать в сельском хозяйстве, следить за домом и скотиной, заботиться о детях и родителях мужа, отбывать повинность в супружеской постели. И если у мужа не хватает средств завести себе сексуального партнера на стороне, то его единственная жена просто не выдерживает.
Рассмотренный пример с неудачным навязыванием европейской (христианской) семейной культуры в мусульманских странах — не единственное доказательство того, что нельзя считать культуру своего народа единственно правильной и ценной.
Нельзя считать народы, не знакомые с европейской (или вообще чужой для них) культурой, дикими и отсталыми. Иногда это даже небезопасно: зафиксированы случаи, когда любознательные этнографы, расслабившиеся от того, - что милые им островитяне, например, занимаются у них на глазах сексом, попытались также ознакомиться с тем, что и как они едят у себя в хижинах, попадали в форменный переплет.
Для островитян это было делом интимным, и подглядывание иноплеменников во время их трапезы воспринималось таким жутким оскорблением, которое смыть можно было лишь кровью. Так что не надо путать христианство в области морали с общечеловеческими ценностями.
Важно понимать, что, если люди живут на данной территории достаточно долго (сотни и тысячи лет), она их хорошо кормит и оставляет еще какое-то время на религию, культуру и развлечения, — значит все у них правильно и чудесно, высокоморально и негреховно.
У большинства народов, живущих разреженно в суровых природных условиях тундр нашего Севера или пустынь Австралии, существует странный на наш взгляд обычай рекомендовать свою жену проезжему путнику. И чем больше в такой семье непохожих на отца детей, тем больше оа гордится — повезло, мол, с женой.
Простой генетический анализ такого «безобразия» состоит в том, что эти народы очень малочисленны и стоят на грани вымирания уже не одну сотню лет. Все они, по существу, уже давно близкие родственники, и чужая кровь в таком случае — защита от вырождения семьи.
Продолжение >>>
Что можно сказать по поводу наших условий? У нас сейчас происходит ломка всего, хотя почти ничего не меняется экономически), и, возможно, появятся новые типы семейных отношений, но где-то возродятся и старые — досоветские. И не надо торопиться с их оценкой, а тем более с осуждением. Наверное, важнейшим критерием будет то, насколько в семье хорошо живется детям, что она в них развивает чемуу учит, кем они станут в будущем для своего народа.
По материалам журнала "Твоё здоровье" 02.1991 г.