Твоё здоровье

ОЗДОРОВЛЕНИЕ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Эстетикотерапия: Целебность домашней одежды

Альвика Быкова, доцент, директор
Центра нравственного и эстетического воспитания (Москва)

Древние говорили: «В здоровом теле — здоровый дух». Правомерно а обратное: научно доказано, что хорошее настроение («здоровый дух») приводит к нормализации обменных процессов и регуляционных механизмов, что в конечном счете и есть здоровье. А красивая удобная одежда прежде всего дает уверенность в себе, поднимает настроение.

Особенно это сказывается в домашних условиях после напряженного трудового дня. В красивой домашней одежде женщине легче растопить лед непонимания и поддержать свет семейной теплоты и доброты.

Этими словами ученого-медика Галипы Пенязевой, кандидата медицинских паук, заведующей лабораторией фармакологии Всесоюзного научного центра по безопасности биологически активных веществ мы открываем выступление директора Центра нравственного и эстетического воспитания (Москва), доцента Альвики Быковой, публикуемое здесь в порядке обсуждения.

Хорошо известно, что для страдающих вегето-сосудистой дистонией, сердечными недомоганиями, неврозами терапевтический и профилактический эффект создает одежда, не препятствующая кожному дыханию.

Также и опыт нудистских зон отдыха (за рубежом) подтверждает мудрость наших прабабушек, практиковавших в своей одежде широкие расклешенные сарафаны, платья, паневы с такими элементами русского костюма, как глубокое декольте, завышенные талии и безрукавье.

Дело в том, что руки — постоянно работающая часть нашего тела — нуждаются в усиленном кислородном обмене. И решетки всех сортов, дырочки (кружева, филейные мережки, ришелье, тюлевые ткани и ткани ришелье) во все времена были в большом почете, так как способствуют правильному кожному дыханию, а значит, и хорошему самочувствию.

Свободный покрой моделей одежды сохраняет естественное тепло, а воздушная прокладка между тканью и телом при движении производит воздушный массаж.

Также и крашение тканей в светлые тона придает одежде терапевтический эффект, знакомый всем по ощущению глубокого отдыха на хорошо простиранном и выбеленном на солнце белье.

И это не удивительно. Белое — символ покоя, мира, света, добра. Белое противопоставляется черному во всех известных системах фабулогизации действительности, а метафорические словоформы, такие, как «белые одежды» (В. Дудинцев), «белое и черное», утверждая приоритет добра над злом и кровную связь добра и жизни, являют нам библейское мироощущение.

Не только расцветки тканей, но и рисунок, комбинация фигур характеризуются биоэнергетически различными диапазонами частот собственного излучения.

Так, треугольник — низкочастотен, четырехугольник — высокочастотен; но смешанные конфигурации могут оказываться низкочастотными (что опасно для жизни!) и высокочастотными.

Вот почему мы рассматриваем покрой одежды (форму) именно в сочетании с расцветкой ткани как уникальную в каждом случае цветоформу с присущим ей энергетическим воздействием на сетчатку глаза. При этом размер также вносит свою лепту в энергетические характеристики цветоформы одежды.

Важно понимать, как пишет биоэнергетик Н. Д. Твердовский, что правильный выбор геометрических форм и цвета выполняет адаптационную (приспособительную) функцию в биоэнергетической структуре среды обитания, а разумная, отрегулированная биоэнергетика жилища, домашней одежды и украшений уменьшает энергетические потери человека, способствуя сохранению психического и физического здоровья, увеличивая работоспособность, повышая устойчивость к стрессовым ситуациям.

Отделка, вышивка, украшения варьируют энергетику фокусировки зрения, позволяя отдохнуть глазам в процессе разглядывания и рассматривания непосредственно.

Так, информация среды, в частности домашней одежды, обрабатывается нами с помощью матрицы «фокус — фон» (основанной на принципе доминанты Ухтомского). На этом же эффекте основано и защитное свойство украшений «от сглаза», как говорят в народе.

Таким образом, каждый человек, являясь уникальной и неповторимой биоэнергетической системой, создает при взаимодействии со средой обитания разнообразные энергетические микросостояния, проявляющиеся в его облике.

И личный вкус, индивидуальный выбор расцветок и рисунка, покрой одежды по личностным меркам привносят в наше общение особые тональности, бережно сохраняемые в культуре.

Лечебное удобство

Помогают дома и стены, осооенно когда вымыты полы, а интерьер в своем «работающем» состоянии — после уборки — располагает к воскресному размышлению с книгой в руке.

Рабочая одежда, удобная для быстрых (скорых) и разнообразных движений, проветривается, отдыхая на балконе.

В свободном хитоне растягиваемся на полу, помогая венозной крови раскрыть клапаны — вверх-вверх-вверх, к легочной артерии — для окисления воздухом, активность которого возросла после мокрой уборки.

Хитон не мешает поднять ноги и поболтать ими в воздухе, как будто мы делаем это лежа на траве, разглядывая живье-муравье — букашек, бабочек, стрекоз. Так поза восстанавливает в памяти клеток отдаленное временем и пространством состояние общения с природой, почему и звонок в дверь может зазвучать неуместно и неожиданно, хотя гости пришли прошеные.

После нескольких чашек традиционного чая благодарим свой хитон за отсутствие испарины — свободная одежда дает возможность осуществлять свою кондиционирующую функцию.

Работает матрица «фокус — фон», и на фоне спокойной цветоформы нашей одежды гости чувствуют себя увереннее, дарят вам свою энергию шуток, флирта, песен. Хозяин дома в свежевымытой сорочке с индивидуально подобранной вышивкой (фокус и фон меняются местами) привлекает внимание гостей к волнующим проблемам добра и зла, а ведь выговориться от души понимающему и внимательному гостю — одна из важнейших функций речевою поведения, так влияющего на социальный успех.

И конечно, люди не сходятся и никогда не сойдутся в выборе моделей домашней одежды — мозаичная картина мира в том и прекрасна, требуя разного — в конфигурации, рисунке, цвете.

Несомненно одно — удобна та одежда, которая позволяет личности разыграть весь репертуар своих социальных ролей.

Целебная практичность

«Не садись на пол, испачкаешься! Не подходя к плите — испортишь юбку!» — то и дело слышны подобное окрики. И семена будущего комплекса неполноценности упали на еще не окрепшую почву психики ребенка.

И сотворив из одежды кумир, в нарушение заповеди, такие родители не перестают затем удивляться непослушанию детей, восстающих против зажима личности. Ребенок убежден, что одежда для человека, а не человек для одежды.

Это нравственное, естественное мироощущение разрушается и с помощью средств массовой информации, рекламирующих материальные формы бытия.

Ребенок убежден, что игра важнее одежды, и он нрав: игра сокращает расстояние между структурой личности и структурой среды обитания. Неиграющие, небегаюшие, ничего не ломающие и не пачкающие дети вырастают в неудачников.

Одежда не должна мешать великим университетам игры. Она должна позволять, например, сесть «куда хочу», должна быть «вездеходна».

Похолодало, но так не хочется переодеваться. «А нельзя доодеться?» — спросила меня маленькая внучка Даша.

Устами ребенка глаголет истина. Нам всем нужны комплекты с доодевальными возможностями: удлиненные жакеты, шали, платки, многообразные красивые безрукавки — длинные и короткие, которые можно набросить сверху на сарафан, на платье (предоставляя приоритет проветривания рукам), носки-матрешки, которыми можно утеплять ноги по мере необходимости.

Времена года разоряют не только женщин, но и мужчин. Но если вместо четырех сезонных комплектов одежды иметь один, с деталями, трансформирующими модели в разносезонные варианты, то можно сэкономить на театр, на книги, на загородный отдых.

Кроме того, трансформирующие детали (подстежки, удлинители, наклепки и накидки) создают дополнительный комфорт.

А уж если что и порвано, испачкано либо еще что-то случилось, можно использовать декоративные вышивки-штопки, красивые заплатки и отделки, скажем, из спасательного пакета с этикеткой ЦНЭВ и специальной инструкцией.

Об уверенности в себе

Пусть не хватало стройности их ног

И их кокетства,

«Ты угловата, видит Бог!»

Твердили с детства.

Но у красивых у подруг,

Шутя бывало,

Мальчишек самых лучших вдруг

Я отбивала.

И ходит память к нам в дома

Судьей непрошеной.

Принцессой я для них была

Не на горошине.

В юности резкость движений, негармоничность угловатой, но зато искренней улыбки, чуть косящие глаза и недлинные естественные ресницы, даже неуверенность и немгновенность ответа, ранние морщинки-мыслинки — все это может быть неотразимо, если не мешает одежда, чуждая индивидуальному образу.

А это значит, что всем розам и лепесткам, чтобы раскрыться, нужен равновеликий толчок солнечного света, извне. А принцессам не на горошине и этого мало: раскрытие своей внутренней сложности, своей особой ценности, значимости уникального своего предназначения единственной неповторимости невозможно без сотворения собственного Солнца — внутри себя.

В нем, в этом светиле, господствующем над всеми знаками зодиака, и таится секрет всех побед над любыми соперницами и соперниками.

И все-таки, как должна одеваться принцесса не на горошине? Да никак, лишь приоткрывая одеждой данный каждому из нас таинством крещения Дух Святый, ориентируясь по сходству, по контрасту, по аналогии.

Проясним эту мысль. Носят гадкие утята на своем тернистом пути к принцессе не на горошине броские шапки-невидимки, отпугивающие нечистую силу, чтоб не мешала тайному их росту.

Горний свет русской православной церкви — юродивые укрывали свою тайную силу под смешной, бьющей в глаза одеждой. Кинув разноцветный лоскут ненасытной кривляющейся толпе, блокировали они доступ в святая святых — в свою высокую болезнь за мир пролитых слез. И эта одежда по контрасту — знак всем тем, кто имеет глаза и видит.

Личный, уникальный стиль не дан от рождения, зато и принадлежит вся честь открытия и реализации его лично каждому. И нет возмужания без подражания, без одежды по аналогии.

Основная биоэнергетическая сила аналогий — в сокращении времени на поиск находок, пробившихся к той ближайшей сложной подцели, которая манит и поддразнивает, подзадоривает из собственного, пока еще недалекого далека.

И луч этот в полутемном царстве формирующейся души указывает путь сходства с образом своим и подобием, а мера этого сходства, в частности в одежде и поведении, и есть тот самый ключик от смысла жизни личной.

Монисто, даже из простых копеечек, тюбетейка, шальвары, камилавка, вышитая косоворотка или украинская сорочка в два цвета («два колора мои, два колора: червовый — то любовь, а черный — то журба») сакцентируют черты национальности облика.

Загадай три желания

Личность проявляет себя в выборе, и часто предпочитается то, что опасно, но эффектно, обещает интересное продолжение.

Кто-то практичность предпочтет удобству и полезности, а кто-то удобства поставит на первое место, иной же все отдаст за здоровье, возможность пожить подольше. И даже один и тот же человек в разных жизненных ситуациях делает ставку каждый раз на разные наборы дифференциальных признаков своей одежды.

Четыре качества — «полезность» (П), «удобство» (У), «практичность» (Пр) и «уверенность» (Ув) — присутствуют в разных моделях либо не одновременно все или не в равной мере.

Как показывает таблица «Индивидуальная матрица одежды», вариантов может быть 16.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАТРИЦА ОДЕЖДЫ
 

П

П

 

У

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

Ув

У

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

П У Пр Ув

Ув

 

Пр

Пр

Пр

 

Примечание: черный символ означает пренебрежимо малую степень наличия данного качества.

Как видим, только в одном квадрате матрицы имеются все дифференциальные признаки в достаточно выраженной степени. Это возможно лишь при исполнении заказа по индивидуальным личностным меркам, да в то только мастером-модельером высшего класса.

Техника выполнения — шитье по наколке, которым владеют единицы как у нас, так и за рубежом.

Более доступны варианты из трех дифференциальных признаков. При этом, загадывая свои три желания, необходимо помнить, что должен быть главный, ведущий признак (4 балла), следующий должен составлять фон (2 балла), а третий — иметь присутствующий, но не сразу обнаруживаемый признак (качество материала, цветоформа и т. д. — 1 балл).

Сумма баллов в любом наборе из трех дифференциальных признаков будет равна 7. Но это разные семерки, различающиеся соотношением по целям и подцелям.

Кстати говоря, в этом секрет трех желаний, который мы с детства постигаем еще в сказках. Не четыре, не два, не пять, а именно три, так как 3 дифференциальных признака дают восемь наборов, а оперативное мышление человека работает в пределах «семь плюс-минус два».

Четыре желания дали бы уже 16 вариантов, а для устной речевой памяти это сверхнагрузка, понижающая эффект прочности запоминания и правильной передачи фабулы.

Принцессы не на горошине, между прочим, любят шить сами, вводя собственные варианты четырех дифференциальных признаков, каждый раз решая проблему по сходству, по контрасту и по аналогии с кем-то, с чем-то (в частности, с «презревшими грошовой уют», с леди Тэтчер, с маменькиными дочками).

Изготовление одежды по выбору индивидуальных признаков на основе матрицы весьма полезно в отношении терапевтических свойств одежды: уточняется «адрес», образ-объект становится понятным во всех деталях.

Матрицы цвето- и свето- формы работают гораздо эффективнее, чем в случае массового изготовления: изделие, выполненное по личностным (индивидуальным) меркам, в 7 раз эффективнее, полезнее для заказчика, чем даже 10 предметов ширпотреба, вместе взятых.

Вот что говорят об этом сами сотрудники ЦПЭВ.

«Программа, заявленная Альвикой Быковой, направлена на разрушение сложившегося стереотипа домашней одежды как одежды для кухни.

Мысли о домашних трудах часто не идут дальше сытного обеда. Но ведь дома мы занимаемся конструированием собственного «я». Дома мы отдаем много времени теории и практике познания рядом находящегося человека. Домашняя одежда представляет уникальные возможности для такой домашней деятельности.

Мне кажется, что модели домашней одежды должны содержать раздражители для личного домашнего творчества, ухода от каждодневности, создания неповторимости сегодняшнего единственного общения с единственным зрителем, которым можешь быть и ты сам.

Ведь, возможно, что ты одинок и в этом черпаешь силы для жизни. И тогда это не просто одежда. Это решение своего облика, умение найти себя в нем, разыграть эту партию с самим собой и сегодняшними обстоятельствами, и даже со скудными подручными средствами» (Анатолий Азаревич, режиссер ЦПЭВ).

«Образно решенная, подчеркивающая индивидуальные достоинства личности домашняя одежда способствует раскрытию внутреннего мира человека, оказывает влияние на формирование личности и эстетического чувства у детей.

Программу Альвики Быковой с удовлетворением встретят все женщины нашей страны, истосковавшиеся по культуре и традициям домашнего очага» (Марина Яновская, художник-модельер ЦНЭВ).

«Полагаю, что дом для всех нас — это не только крепость, но и оазис, в котором может произрастать все, что мы, захотим. И это должны быть добро, надежда, дети, цветы. Наша домашняя одежда — это ключ к сотворению своего личного мира, к реализации своих замыслов. От нее зависит наше душевное состояние, наша энергия, наша красота, а значит, успех» (Нина Смурова, искусствовед ЦНЭВ, кандидат архитектуры, руководитель научной группы Политехнического музея в Москве).

А сколько, проще говоря, может стоить это самое платье — исполнение трех желаний?

Недешево, наверное, если подсчитать: художник-модельер, швея, ткань, отделки, вышивки, соответствующие украшения.

Но если стоимость изделия разделить на его «коэффициент полезного действия», то исполнение трех желаний оказывается в десятки раз дешевле (ведь плюс здоровье!) тех дорого купленных фирменных, но висящих в шкафу без движения вещей.

Здоровье потому, что индивидуальная модель включает у вас и окружающих биоэнергетический канал «мне нравится».

Но если вы просто донашиваете вещь, чтобы она не пропадала, если состояние «хочу — приятно» заменяется на «надо — необходимо», тогда каждый раз употребление одежды — это уже «антитерапия», влияющая в числе прочих факторов на ухудшение здоровья, что в конечном итоге ведет к тем же денежным расходам, но уже на здоровье.

Так первоначальная стоимость одежды увеличивается, если не удваивается.

Следует сказать, что эстетикотерапия как самостоятельная теоретическая дисциплина родилась в лаборатории суггестивного творчества ЦПЭВ в 1987 г.

В последующие три года были разработаны и реализованы несколько программ, и все они дали неплохие результаты.

По материалам журнала "Твоё здоровье" 10.1990 г.

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения









Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.