Подруга

    Твоё здоровье

Твоё здоровье

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

Здоровым о больных

Кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Р. Б. XАЙКИН

Когда люди заболевают, они страдают не только физически. Иные болезни, ломая здоровье человека, «попутно» изменяют его социальное положение, представление о себе и, конечно, взаимоотношения с окружающими.

Иногда это происходит надолго, нередко очень грубо (например, при уродующих ожогах или если из-за болезни приходится менять профессию).

Влияние серьезных болезней на все сферы жизни человека настолько значительно, что не может не отразиться на его мироощущении и поведении. Поэтому соответственно неизбежны перемены во взаимоотношениях с широким кругом людей.

Судите сами: человек вынужденно отрывается от друзей, от привычного круга общения, поскольку перестает соответствовать его нормативам, например, передвигаться с должной скоростью (если это туристы) или принимать любую пищу (если в компании любили застолье).

Здесь мы остановимся на некоторых проблемах отношений больного человека с окружающими, проявляющимися наиболее часто и ярко.

В соответствии с популярной ныне схемой известного американского психотерапевта Э. Берне, согласно которой в каждом человеке одновременно уживаются «ребенок», «взрослый» и «родитель», можно сказать, что наиболее характерная в общем линия поведения больного человека — усиление компонента «ребенок» в его личностных проявлениях, то есть стремление, тенденция вести себя «по-детски» в большей степени, чем до заболевания, или вообще «превратиться в ребенка».

Психологически это понятно. Он становится слабее и физически и морально. Под угрозой все, чем он жил, — достижения, перспективы. К тому же физическая немощь вплоть до утраты способности обслужить себя элементарно.

Человеку требуются уход и защита, особое тепло и любовь. И больной занимает несколько просящую и потребительскую позицию ребенка в инстинктивном стремлении получить все это от близких и от общества.

Иногда «детское» поведение во время болезни проявляется в неосознанном стремлении компенсировать дефицит внимания и тепла, недополученный от окружающих в обычных условиях.

Эти короткие сведения о психике больного полезно принять во внимание ближайшему его окружению, тем, кто его посещает и тесно с ним общается. Дело в том, что неправильное поведение этого круга людей нередко провоцирует, поддерживает и даже развивает детскую линию поведения больного.

Это полная аналогия с ошибочным поведением гиперопекающих родителей, дети которых вырастают пассивными, робкими, несамостоятельными.

Поэтому, если «детское» поведение больного принимает грубые формы или длится особенно долго, виноваты всегда здоровые. «Здоровая сторона» как бы неосознанно пользуется возможностью занять предлагаемую и предоставляемую позицию «сверху», позицию «родителя», который опекает больного, но в то же время имеет возможность неограниченно им распоряжаться и доминировать.

При этом зачастую реализуются неудовлетворенные и не проявлявшиеся ранее стремления командовать, властвовать, подчинять, которые как раз и предоставляются физической слабостью и беззащитностью больного и его готовностью принять подчиненное положение.

Другими причинами того, что «детское» поведение больных поддерживается окружающими, может быть страх или чувство вины перед больным и просто неумение с ним обращаться, из-за которых потакают всему, что хочет или делает больной.

Таким образом, «искривленные» отношения создаются взаимодополняющим неправильным поведением не только больных, но и здоровых.

Чаще всего встречаются такие формы «искривленных» взаимоотношений.

1. «Деспот». «Налей мне воды! Нет. Похолоднее. А эта слишком холодная! Ты что, не можешь налить полную кружку? Тебе воды жалко? Ну вот, попросила полную, так ты уж и рад стараться. Налил до самых краев... Хочешь, чтобы я облилась?» Это вариант «детского» поведения больного, который избалован полным непротивлением окружающих, не сумевших вовремя занять тактичную, но твердую позицию.

Этот вариант взаимоотношений с окружающими превосходно описан в романе С. Цвейга «Нетерпение сердца», где вскрывается и их механизм — трагедия длительно болеющей, инфантильной девушки и чувство вины отца, который очень любит дочь, но, несмотря на богатство, не в состоянии обеспечить ей полноценной жизни.

2. «Младенец». Со взрослым человеком сюсюкают, как с грудным ребенком, и даже кормят его с ложечки, хотя он прекрасно может есть самостоятельно. Детское, «младенческое» состояние больного чем-то устраивает окружающих, например, тем, что дает им психологическое преимущество перед больным, возможность полного контроля над его поведением.

3. «Недотепа». Занятая больным «детская» позиция, рассчитанная, как уже говорилось, на дополнительное тепло и ласку, и демонстрируемая в связи с этим беззащитность вызывают у некоторых соблазн занять позицию поучающую, агрессивную.

В таких случаях здоровые люди считают себя вправе относиться свысока не только к физической немощи больного, но и к его поступкам, словам, взглядам. Нередко можно видеть, как потерявшпе чувство меры дети «учат жить» своих временно ослабевших родителей, сводят с ними счеты, ворчат, упрекают за какие-то прошлые дела, не имеющие отношения к болезни.

В основе такого отношения к больному могут быть особые трудности ухода за ним, вынужденное изменение планов.

Вариантом этой же позиции по отношению к больному является покровительственно-ироническое («эх ты, чего ж ты заболел», «ну, что ты не можешь постараться») и даже примитивно-бодряческое отношение к больным («смешно, ну как это живот болит? Ешь побольше, чаю выпей, и все пройдет!»).

4. «Бедняга». В этом случае окружающие слишком опекают больного, якобы всячески ограждая его от неприятностей под предлогом защиты и заботы, а на самом деле осуществляя над ним чрезмерную опеку («Это тебе нельзя», «Разве тебе это позволено?», «Старайся побольше лежать!», «Дай мне, тебе нельзя носить тяжелое»).

Совет о том, как вести себя с больным, стремящимся к «детскому» поведению, может быть дан только в общем виде: оставайтесь самим собой, тем же, кем вы были для больного прежде, до его заболевания — сослуживцем, соседом, невестой или женихом, дочерыо или сыном, и проследите, не превращаетесь ли вы постепенно в мать или отца, начальника, покровителя? Не появляется ли у вас желания поопекать, покомандовать, поруководить больным, поучить его?

Каждая из этих ситуаций требует коррекции поведения со стороны окружающих, посетителей не только потому, что она смешна или некрасива. Дело в том, что такие отношения оказывают неблагоприятное влияние на личность больного, который, привыкая к ним, с большим трудом налаживает нормальные контакты, возвращаясь к жизни после выздоровления.

А теперь несколько простых практических рекомендаций, которые часто не соблюдаются. И тогда такое благое начинание, как посещение больного, приносит ему не пользу, а вред. Да и посетители, бывает, чувствуют себя у постели больного затрудненно, не зная, как себя вести, что делать, о чем говорить.

Помните, что вы идете не в гости, а к человеку больному. Ему сейчас хуже, чем вам, и потому во время посещения исходите всецело из его интересов и потребностей. Прежде всего будьте достаточно уверенны, что ваш приход обрадует больного и не доставит ему неприятных переживаний: женщина, например, может стесняться своей внешности, а мужчина — немощности, слабости. Может быть, лучше ограничиться запиской, цветами?

Помните о том, что большинство больных легко утомляются. Присматривайтесь к их поведению, выражению глаз, лица и при малейших признаках неблагополучия или усталости прощайтесь. От больного лучше уйти немного раньше, чем чуточку позже.

Вопросы типа «Ты не устал? Может быть, мне лучше уйти?» чаще всего бессмысленны. Вас будут удерживать даже из простой вежливости.

Не приносите с собой много продуктов. Ох, как легко в наше время создать для себя впечатление заботы о больном или получить ощущение выполненного долга, принеся ему передачу побольше! Лучше принесите что-нибудь необычное, особенное. Больному будет приятно, что вы старались специально для него. Дорожите минутами общения, не превращайте посещение в «обряд кормления». К тому же следует иметь в виду,, что больным нужно есть поменьше.

Что приносить больному? Свежую периодику, чтение легкое, развлекательное или по склонностям и интересам. Иногда у постели больного уместны цветы. Однако здесь надо соблюдать чувство меры: пышный букет может контрастировать с состоянием больного и обстановкой. Следует также щадить самолюбие других больных соседей.

Не превращайте свое посещение в торжественный ритуал, который может быть тягостным для больного, так как требует большой затраты сил на поддержание ритуального поведения.

Подумайте также, не лучше ли будет, чем просто сидеть рядом и болтать о пустяках, оказать больному посильную, мелкую помощь (перестелить белье, прибрать тумбочку, выполнить мелкие поручения).

Ищите сами, чем вы сможете быть полезны больному. На вопрос: «Чем тебе помочь, что сделать?» вы чаще всего получите отрицательный ответ, не соответствующий истине: больной может стесняться или не знать, что ему нужно.

О чем говорить с больным? Вопрос серьезный и не простой. Для большинства, особенно длительно болеющих и выздоравливающих, очень важны различные новости. Находиться в курсе новостей — это значит сохранить ощущение причастности к жизни, работе, происходящим вокруг событиям.

Поэтому щедро делитесь новостями, особенно в тех областях, которые живо интересуют больного. Но и здесь возможны сложные ситуации. Стоит подумать, не смогут ли полученные от вас известия ущемить или огорчить больного.

Если больного это не тяготит, его следует расспросить о самочувствии, стараясь не вдаваться в детали, которые могут быть малоприятными или неэстетичными. Не позволяйте вопросам о самочувствии стать единственным содержанием вашей беседы, не углубляйте больного в детали его ощущений.

Хорошо иметь «про запас» что-либо, позволяющее отвлечь больного от медицинской тематики. Непременно старайтесь также уклониться и от обсуждения медперсонала, хода лечения, особенно если вы не специалист.

В иных случаях совсем не плохо прямо сказать: «Ты застрял на медицинских темах, давай поговорим о чем нибудь другом. А эти дела лучше обсудить с врачами. Хочешь, я это сделаю при первой возможности?»

Не бойтесь обидеть этим собеседника. Твердая позиция не обижает, а больному будет полезно отвлечься от постоянных мучительных вопросов о собственном здоровье.

По этой же причине не следует приносить больному литературу о его болезни, даже если вы полагаете, что она должна внушить больному бодрые мысли.

Вообще, говоря схематически, в беседе с больным следует руководствоваться правилом «от противного». Если больной явно излишне фиксирован на своей болезни, старайтесь его от этой тематики отвлечь любыми путями. Если же он говорит на эту тему неохотно, мягко постарайтесь выяснить, в чем причина этой излишней сдержанности.

Здесь затронуты только основные вопросы и наиболее типичные ситуации взаимоотношений здоровых и больных. Они могут быть очень различны, и некоторые можно обсудить особо.

По материалам журнала "Твоё здоровье" 08.1990 г.

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения









Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.